В наших силах быть не равнодушными к нашему прошлому…
Академик Д.С. Лихачев
Мы перелистываем труды современных историков - перед нами проходит история древних народов, следы культуры которых обнаруживаются еще и сегодня в тех или иных элементах языка, во многих наших обычаях и нравах, в наших произведениях искусства, несмотря на то, что жизнь этих народов протекала в далеких от нас землях, и следы ее теряются во тьме веков.
Керам К.В. «Боги, гробницы, ученые»
Изучая историю древних жителей нашей Родины, в частности, найденные на территории нашей страны стоянки древних людей, мы задались вопросом, а есть такие стоянки рядом с нашим городом Железногорском? На уроках Истории России мы узнали, что на территории Железногорского района велись археологические раскопки, и решили узнать о них больше.
Мы обратились к таким источникам, как СМИ (телевидение, газеты), экспонаты краеведческого музея города Железногорска, литература по археологии, а также к непосредственному участнику археологических раскопок директору НИИ археологии юго-востока Руси Курского государственного университета, доктору исторических наук Енукову Владимиру Васильевичу.
Также нам стало интересно, что об археологических находках знают учащиеся нашей школы.
Актуальность работы. Наши современники свободно осваивают новые пространства, перемещаются между городами и странами. Мы часто слышим слово «глобализация», то есть многое в жизни совершенно разных народов и стран становится общим. И соответственно меняются культура, речь, условия жизни. А как эти процессы происходили несколько веков назад на территории современного Железногорья? Ведь история нашего края – это часть истории России.
Проблема исследования. Большинство подростков, с которыми мы общаемся в жизни в разных ситуациях, могут сказать или говорят, что им интересна история своего края, в частности – археологические находки, но при более глубоком погружении в тему оказывается, что многие имеют слабое представление о теме обсуждения.
Новизна работы заключается в том, что данный проект является первой школьной работой по изучению археологической стоянки на территории Железногорья. Впервые проведен опрос школьников по вопросам информированности о проведении археологических работ на территории Железногорья.
Цель работы: изучение данных объекта археологического наследия «КУРБАКИНО. ПОСЕЛЕНИЕ» и определение значения изучения стоянки в развитии социально-культурных особенностей Железногорья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить данные по археологическим особенностям стоянки Курбакино.
2. Рассмотреть особенности киевской археологической культуры.
3. Провести социологический опрос для получения данных об информированности школьников об археологических находках на территории Железногорья.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Ознакомить с результатами исследования учащихся школы через выступления на школьной конференции «Поиск. Творчество. Наука», классные часы, уроки истории.
Объект исследования: спасательные археологические полевые работы (раскопки) объекта археологического наследия «КУРБАКИНО. ПОСЕЛЕНИЕ» на территории Железногорского района Курской области.
Предмет исследования: данные по археологическим раскопкам из таких источников как СМИ (телевидение, газеты), экспонаты краеведческого музея города Железногорска, заключения ученых-археологов, результаты опроса учащихся МОУ «СОШ № 13».
Методы исследования: метод анкетирования, интервьюирования, анализ данных, полученных при изучении литературных источников, метод теоретического исследования (сопоставления и анализа количественных показателей), картографический метод, анализ научной и справочной литературы, интернет-источников, метод классификации, метод систематизации.
Методы поиска литературы по теме:
Использование библиотечных каталогов и указателей.
Просмотр периодической литературы.
Использование поисковых систем в Интернете: Yandex, Ramdler, Google.
Виды источников исследования:
Письменные: печатные книги, журналы, газеты.
Изобразительные: фото, рисунки, карты, схемы.
Вещественные: археологические находки.
Технотронные: видеовизуальные.